Денис Солнечный. Приключение и туризм. Часть 1

Небольшой очерк о будущих мероприятиях клуба "Путеводная Звезда"

Идея, написать эту статью возникла, после  шутки, появившиеся в Интернете по поводу высказывании нашего Губернатора о Моховом болоте. Там говорилось: "Готовятся экотропы", "идёт расчет на три миллиона туристов" и т.д. Почему-то эта статья не вызвала у меня особого смеха, но заставила глубоко задуматься. Да и вправду, есть много мест, куда ходят реально миллионами туристов, есть популярные горы, их покоряет множество любителей. И тут я задумался «А смысл то где во всем этом?», «почему мне в последнее время перестало приносить это радость?». Несколько раз в жизни приходилось участвовать в коммерческих экскурсиях. Есть в них что-то искусственное, не живое, загадочно отвратительное. Да и всё, к чему прикладывает свою руку коммерция, имеет свойство медленно омертвляться. Да и честно сказать, в последнее время и обычные мини путешествия перестали почему-то радовать. И вот тут то, я решил немного разобраться в причинах.
Немного отстраненных размышлений: Что рассказы о путешествиях бравых моряков или пиратов, что современная фантастика о космических путешествиях - все они вызывают к образу корабля (космический корабль, воздушное судно, морской корабль). И это неспроста. Тогда начиналась эпоха великих географических открытий. Часто с путешествием связывается жизненный путь. Тут что Дао, что образ поезда и заходящих\выходящих пассажиров, что простенькая песня "Белеет мой парус такой одинокий...". Человека всегда завораживал образ большого приключения, смысла жизни, поиска чего-то главного (будь то священный Грааль, новых земель, кладов, поиска принцессы в логове дракона). Да и слишком обширные эти архетипы, и одной статьи для них всех попросту не хватит.
Во всех случаях, путешествие всегда подразумевает цель - новые земли, захват ресурсов, новые горизонты, снова захват ресурсов. Всегда это какая-то практическая цель. Либо скитания, но это уже вынужденные путешествия. Ну и вся движуха что между целью и тобой и называется этим самым… путешествием.

Помню, своё самое первое самостоятельное путешествие в жизни с одногруппником на море. Без всяких карт прокладывали пути, ночевали на вокзальных лавочках, потому что ни расписаниями, ни временем пользоваться не умели. Попадали в кучу передряг и в самые неподходящие места. Ехали даже в кузове мусоровоза, ибо таких грязных водитель отказался брать в кабину. После этого было ещё много приключений, которые нас в конце концов привели тогда казавшееся райское место в абхазском приморском посёлке Цандрипше. Это было незабываемое приключение, а время тогда растянулось на столько, что казалось что там прошла отдельная какая-то долгая жизнь. С тех пор я научился пользоваться справочниками, картами. Большая часть поездок и приключений стала планированной, предсказуемой и .... довольно унылой и убогой на фоне тех самых первых поездок, когда был сплошной хаос в навигации. Особенно ярко запомнился момент, когда мы впервые оказались в незнакомом городе, ночь провести было негде, куда завтра мы поедем не знали и мы просто шли по его улицам в ночи не зная не то что будет завтра утром, а что может случится через час. Но это было самое настоящее приключение. Мы стремились к морю, в солнечную Абхазию. У нас не было ни денег, ни четкого плана как это сделать, но это была замечательная история. Ещё вспоминаю, как с будущей женой поехали на Алтай посмотреть на снежные вершины и горы вообще не продумав куда там можно пойти и как нас крутило и мотала в этом водовороте аж до того, что вместо того чтобы вернутся в Саратов уехали куда-то далеко на Байкал. И на этом фоне последние поездки, где продумано всё по дням - что посетить, где остановится, когда назад. Поездки, где места проносятся ничего не оставляя в памяти, вместо счастья - удовлетворение, а вместо ярких чувств - комфорт. 
Да, тот самый комфорт. Трупное чувство. Благодаря стремлению к нему понемногу превращается человек в живого мертвеца, лязгающего костями и не имеющего возможности удобно расположить своё тело. Сытое довольство, желание предсказуемости, вот что убивает душу любого путешественника. 
Потом ты решаешь, что лучше перемещаться на автомобиле. Так можно посетить больше труднодоступных мест. Но не уменьшается разве ценность этого места, когда на него добрался на своём автотранспорте, четко по картам и плану? Но тогда наименее энергозатратней купить готовую путёвку. Тут тебя хоть на вертолёте, хоть на дельфинах доставят куда угодно. Были бы деньги. И это ещё комфортней и труднодоступней. И вот бывший недавно путешественник превращается либо в обычного туриста, который меняет места по путевкам в разных странах до тех пор, пока всё не сольётся в одно и не потеряет смысл (много встречал на море таких туристов, которые весь отпуск пьют у себя в номере, не посмотрев толком даже на само море). Либо сам становится экскурсоводом, который устраивает то покатушки, то вездесушки, то лихие пьянушки на коняшках. Но от образа путешественника на самом деле не остаётся уже ничего. Старость, это когда уже в принципе, в жизни ничего нового не происходит, а стремление к комфорту становится доминирующим.

Описал примитивно, конечно всю текущую проблему проекта. Но я и не ставил целью этого очерка как-то углубленно раскрыть эту тему. Я просто описал на свой, сугубо личный взгляд, чем отличается популярный туризм от путешествий. Возможно, в следующих подобных очерках опишу всё более детально. Сейчас же лишь хочу заметить, что изначально проект "Путеводная Звезда" как раз создавался с целью поиска единомышленников для совместных путешествий, для открытия новых горизонтов в повседневных вещах. И тут не важно, что выйти на прогулку в лесопарк или заброшенный коровник, что поехать в красивые горы Алтая. Важно, вернуть тот дух странствий, который всегда будоражил человека. Вернуть новизну, продлевающую ощущение долготы жизни.
Современная жизнь заставляет нас всё больше умирать внутри. Эффективный работник и управляющий - это том, у которого внутри порядок, холодный ум, дисциплина и послушность (либо умение пожирать слабых). Расчетливый и практичный ум, всегда эффективнее стихийности живого ума. Но тогда не лучше ли всё подчинить сверхкомпьютеру, супер автоматизированной системе? Зачем нужны живые люди, помышляющие до сих пор о каких-то путешествиях, непрактичной романтике? Ведь есть же туризм и тут сосредоточены все деньги, за гроши можно получить любые эмоции. А главное, всё четко, распланировано. Ваша жизнь застрахована, как и ваше здоровье. Хочешь экстрима? Ну вот у нас есть "Супер экстрим гонка гладиаторов лесорубов", а главное всё будет хорошо. На любую неприятность есть свой ГОСТ и человек отвечающий за это. А путешествия ведь это больше для психов, либо для малолетних деб...в, для кого? Но это уже совсем другая история....

 

Он уважаем был, богат и правильные речи говорил
И лучше не найти для подражанья образца
Прилежно повторяли всё, стремясь, во всём равняться с ним
Не знали, что берут пример с живого мертвеца

А он быть может и хотел немного стать живым
Но жизнь настолько уязвима и слаба
Проигрывает роботам, машинам заводным 
Единственный есть путь - холодный ум и мёртвая душа
Сверх эффективный путь - живого мертвеца

 

 

Продолжение следует...

Категория: Литература | Добавил: Пиромант (23.06.2020)
Просмотров: 76 | Теги: очерк| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
| Мой профиль | Выход
Форма входа

Поиск

 Путеводная Звезда © 2020